Про власний досвід роботи з “Архівом свідка війни”

Архив свидетеля войны, проект Минского центра фотографии в Музее современного изобразительного искусства, г. Минск, 27.08-20.09.2014. (рос. мовою)

Олександр Михед у просторі проекту. Фото Алєксєя Шинкаренка

Олександр Михед у просторі проекту. Фото Алєксєя Шинкаренка

«Архив свидетеля войны» — результат нескольких лет исследований Первой мировой войны, работы с архивами музеев Беларуси и частными коллекциями. Алексей Шинкаренко отказывается от привычной выставочной стратегии (развешивания изображений на стенах) и работы с абстрактной «аудиторией». Его интересует непосредственный диалог с каждым зрителем отдельно. Перенесение разговора из пространства исторического музея в Музей современного изобразительного искусства, создает смещение акцентов: с разговора о Первой мировой войне на рефлексию о механизмах рецепции фотографий зрителями и переживания истории сквозь время, сквозь войны и эпохи.

Копии фотоальбомов и фотокарточек, которые порой по качеству «превышают» оригиналы, дают возможность каждому зрителю окунуться в частное исследование, пережить личный опыт. Зрители проводят около 30 минут в пространстве проекта. Интимный диалог с фотографией, очень личное исследование своих ощущений. Такой подход ломает временные рамки, установленные для обычных выставок — меньше 3 секунд на «шедевр», повешенный на стену.

Команда проекта записывает истории зрителей, их ощущения. Они и формируют «Архив свидетеля войны» — понимание фотографии, ужасов войны и уничтожение расстояния между временем и пространством. Тяжело переоценить важность этого проекта и вопросы, которые он исследует — отдаляя современность и давая возможность увидеть ее сквозь оптику вечности. И приближая историю, подчеркивая ее актуальность.

И боль, страх, ужас, которые не ведают, что такое время.